Версия для слабовидящих

Вызов врача на дом

Единый номер

8 (499) 638-30-70

Горячая линия

8 (499) 638-30-70

Справочная

Единый номер

8 (499) 638-30-70

Неотложная помощь

103


Новости


16.06.19

21 июня состоится Отчётно-выборная Конференция РООМС


О себе и своей роли в сестринском сообществе рассказала главная медсестра Диагностического Центра №3, главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью ДЗМ по Юго-Восточному административному округу, член правления Региональной общественной организации медицинских сестер г. Москвы, Ирина Калинина.

 


        


Почему выбор профессии стал именно таким? Почему не врач, а медицинская сестра?

Я из семьи медиков и никогда не сомневалась в выборе профессии. С ранних лет стремилась продолжить династию.  Ещё будучи школьницей, я приходила к маме на работу и представляла себя в этой роли. Но на тот момент для меня это было просто романтичной профессией. И я не понимала всей тяжести и трудности в её проявлениях.

Уже будучи десятиклассницей я начала работать санитаркой в терапевтическом отделении, чтобы понимать не только со стороны, но и окунуться с головой во всю специфику медицины. Проработав 2 года санитаркой, я решила связать свою судьбу с медициной, душа моя стремилась   помогать людям. Так я поступила в первый медицинский колледж.

В то время как раз началась реформа сестринского дела, появилось продленное сестринское образование, так называемая вторая ступень. Я и её закончила. В 1994 году пришла работать в Московскую городскую больницу №52 медицинской сестрой.

Потом был факультет Высшего Сестринского Образования, где мне повезло учиться у Г.М. Перфильевой, которая была первопроходцем в развитии сестринского дела в России и благодаря которой открылся первый в нашей стране факультет.

Те знания, которые мы приобретали тогда и те возможности, о которых мы даже и мечтать не могли настолько изменили мое мировоззрение и дали понять, что медицинская сестра может быть не только помощником врача, но и преподавателем, управленцем, написать диссертацию, провести сестринское исследование. И наконец то, что мы сами должны учить наших медсестер, а не врачи и быть для них примером! У нас появились новые возможности для профессионального роста.

  В 2005 году пришла работать в Городскую больницу №32 в качестве главной медсестры. В этой роли пришлось поработать и в Хосписе №6, Медико-санитарной части №51, Городской поликлинике №180.

Я пришла в Диагностический центр на должность главной медсестры на самом старте проекта  «Московский стандарт поликлиники». Московский стандарт поликлиник только начинали внедрять в пилотных учреждениях. Главный врач нашего Центра Игорь Владимирович Дягилев входил в рабочую группу, сформированную в столичном Департаменте здравоохранения для создания Московского стандарта.

В связи с внедрением этого стандарта изменилась и роль медицинской сестры в поликлинике.

Сегодня новые принципы работы внедрены во всех поликлиниках города. Стандартный маршрут пациента начинается с инфомата – здесь его встречает медсестра или, как в нашем учреждении, администратор, который помогает записаться на прием к врачу, даёт разъяснения, рекомендует того или иного специалиста. Акцент на вежливость и внимание – важнейшая составляющая Московского стандарта поликлиники.

Появились сестринские посты: медсестры обслуживают пациентов всех врачей-терапевтов и специалистов узкого профиля, работающих в данную смену. Они беседуют с пациентами, выясняя цель визита в поликлинику, составляют маршрут, выписывают направления на анализы, направляют на обследование в отделение медицинской профилактики, где пациент может пройти диспансеризацию или профилактический осмотр, оформляют медицинскую документацию, записывают на прием к врачу в системе ЕМИАС, обзванивают пациентов накануне приема.

На пост обращается приблизительно 50% пациентов до или после приёма врача, так что работу сестринские посты выполняют значительную.

Организована патронажная служба медицинских сестер, которая оказывает медицинскую помощь на дому, социальную и психологическую поддержку больным и членам их семей, осуществляет взаимосвязь и преемственность в работе выездной патронажной службы с подразделениями поликлиники.

Изменилось многое. А, главное, отношение к пациенту.

Создание отделений медицинской профилактики – часть Московского стандарта поликлиники. Отделение профилактики нового формата в нашем Диагностическом центре было открыто 2 года назад. Мы стали одними из первых в Москве. Более того, мы были инициаторами этого проекта и сотрудничали с Центром медицинской профилактики г. Москвы, который разрабатывал методические рекомендации. 

Пациент отделения сразу попадает на сестринский пост, где медсестры рассказывают ему, как будет проходить диспансеризация, объясняют порядок действий. Каждому пациенту выдают маршрутный лист, заводят карту и оформляют информированное согласие.

После обследования медсестра на посту обсуждает с пациентом следующий визит – беседу с врачом-терапевтом о результатах диспансеризации. В ходе визита врача дополнительно собирает анамнез, и если в ходе беседы выявляются факторы риска, то направляет пациента на второй этап – более углубленное обследование в зависимости от выявленных патологий.

В отделении работают самые обычные медсестры – с сертификатом по специальности «Сестринское дело», но они должны уметь снять ЭКГ, антропометрические данные, осуществить забор крови из вены, быть пациентоориентированными, владеть навыками эффективного общения. И это одно из наших достижений - многофункциональная медицинская сестра.

 Как создавалась патронажная служба?

Мы выделили в каждом филиале нашего Диагностического центра по две медицинской сестры, которые занимаются сегодня только обслуживанием населения на дому: осуществляют забор биоматериала, перевязки, патронаж маломобильного населения, оказывают консультативную и психологическую поддержку пациентам и членам их семей. До недавнего времени эти медсестры числились участковыми медицинскими сестрами терапевтических отделений поликлиник, сегодня у нас официально открыта паллиативно-патронажная служба, в штате которой два врача паллиативной помощи и 10 медсестер.

Когда служба начала работать, медицинские сестры выверяли реестр маломобильных пациентов, обзванивали каждого, рассказывали о патронажной службе, о том, как она работает. Были разработаны буклеты для пациентов, удостоверения для каждой медицинской сестры, чтобы пациенты знали, кто к ним приходит, кто им помогает.

Все медсестры перешли в патронажную службу по своей инициативе. Все они – профессионалы высокого класса и прошли жесткий отбор. Когда я вижу сегодня, как у них горят глаза, как они радуются, если у кого-то из их пациентов видно улучшение и достигнута даже небольшая победа над болезнью, я по-настоящему горжусь ими.

У нас огромное количество положительных отзывов и благодарностей от пациентов, особенно от пациентов патронажной службы – за профессионализм, доброту и внимание со стороны именно медицинских сестер. Ведь патронажные медицинские сестры находятся на связи с пациентами постоянно и доступны по телефону даже в неурочное время.

Повысилась эффективность работы медицинской сестры, возросла её роль и ответственность.

Перемены – вещь сложная. Безусловно, новый подход к организации помощи потребовал от сотрудников и новых умений. Некоторым из них, особенно медикам с большим стажем, было тяжело перестраиваться. Я говорю не только о медсестрах, но и о врачах – не все были довольны, что у них теперь на приеме нет медсестры. Но время идет, все специалисты привыкли к такому формату работы, теперь мы думаем об усовершенствовании процессов взаимодействия наших пациентов и медицинских работников.

В последние годы в наш коллектив приходит много молодых специалистов. Это не может не радовать – прежде привлечь выпускников медицинских колледжей в амбулаторно-поликлиническую службу было очень трудно. Видимо работать в поликлинике становится интересно и престижно.

Безусловно, сказывается и наша система работы со студентами на практике. Они не просто «отбывают время», а действительно получают новые знания и умения.

Студенческая практика начинается с инструктажа, который провожу я, рассказываю студентам о нашей профессии «в красках», о нашем учреждении, его специфике, распределяю по отделениям с учетом их пожеланий. На местах с ними занимаются старшие медсестры тех подразделений, которые они выбрали.

Я прошу ответственных за практику, чтобы те студенты, которые были у нас на практике после 3-го курса, приходили к нам и после 4-го курса, чтобы сохранялась преемственность – если молодой специалист вернётся к нам по окончании учебы, он уже будет знать коллектив, специфику учреждения, принципы его работы.

На мой взгляд, более качественному практическому обучению мешает небольшая продолжительность преддипломной практики. Студенты проводят у нас не более 7-8 дней и как только начинают адаптироваться к нашим реалиям, их переводят на практику в стационар или детскую поликлинику. Я считаю, что стоит пересмотреть эту систему. Правильнее, если будущий медик к преддипломной практике выберет отрасль здравоохранения, в которой в дальнейшем планирует специализироваться, и изучит её более глубоко.

Нам есть, чем заинтересовать молодых специалистов – наш коллективный договор предусматривает для них надбавку к заработной плате и поверьте, выпускник, придя к нам на работу, получает достойную зарплату.

Кроме того, мы уделяем пристальное внимание профессиональному развитию наших работников.

Считаю постоянное совершенствование важной частью профессиональной деятельности.

По моей инициативе в нашем центре был создан и внедрен Учебно-методический кабинет, где медсестры получают теоретические знания, отрабатывают практические манипуляции, делятся друг с другом профессиональным опытом.  Медицинская сестра, работающая в этом кабинете, организует и проводит образовательные мероприятия для медсестер: семинары и тренинги по повышению мотивации, пациентоориентированности, профилактике эмоционального выгорания, стрессоустойчивости, мастер-классы по отработке практических навыков, изучению методических рекомендаций. Разработаны проверочные задания – как в форме ситуационных задач, так и тестов, модули для работы над ошибками, причём разбору наиболее часто встречающихся ошибок посвящаются специальные занятия.

Сейчас важно не растерять достигнутого. Система должна работать без сбоев и быть устойчивой, а уровень качества – неизменно высоким. Поэтому необходимо регулярно обучать персонал, проводить тренинги, добиваться высокого качества работы, соблюдать единый стандарт общения.

Пожалуй, пациентоориентированность – самый сложный аспект. Коммуникативными навыками, культурой обслуживания в здравоохранении начали заниматься недавно, а для усвоения новых принципов нужны время и постоянная работа над собой. Персонал регулярно обучается, проходит тестирование, казалось бы, понял и усвоил важные принципы и правила, но жалобы от пациентов все равно имеют место.

Реформы сестринского дела предполагают рост самостоятельности медицинских сестер, передачу им ряда функций, свойственных ранее врачам. Думаю, большинство наших медицинских сестер готовы к этому. Но нужны время и усилия, чтобы они осознали эту готовность, ощутили свою самостоятельность, ценность для медицины. Тогда и мнение врачей, которые скептически относятся не только к изменениям в сестринской практике, но и к роли самой медицинской сестры в лечебном процессе, изменится.

Здесь свою роль должны сыграть профессиональные сестринские организации. Как член правления Московской ассоциации медицинских сестер, я хорошо понимаю, что такое рост нашего влияния – рост профессионального самоуважения наших специалистов. Нам нужно быть активнее, заниматься популяризацией передового опыта, информировать и общество, и профессиональное сообщество о наших достижениях, инновационных технологиях, делиться ими с коллегами не только из московских клиник, но и из других регионов. Тем более, сегодня количество межрегиональных мероприятий неуклонно растет и наши московские медицинские сестры, члены РООМС активно принимают в них участие.

Что послужило для меня толчком для выдвижения своей кандидатуры на пост президента РООМС? Прежде всего это доверие со стороны моих коллег, с которыми я не один год работаю в сестринском сообществе г.Москвы. Безусловно - это поддержка со стороны моего коллектива медицинских сестер, который я возглавляю и конечно поддержка главного врача. Благодаря этому есть движение вперед, есть результат работы, возможность участвовать в тех начинаниях, которые сейчас происходят в реформировании сестринского дела.

Уверена, главный секрет любого успеха - любовь к делу, которому служишь. Для меня успех - реализация возможностей, развитие способностей. Успех - когда есть сплоченная команда единомышленников, когда ты видишь, как растёт авторитет профессии, заработаны доверие, есть востребованность и признание. Как говорит Кен Бланшар: «Никто из нас так не умен, как все мы вместе» поэтому «каждый из нас важен». Ни один отдельно взятый член команды не имеет столько же знаний и опыта, как вся команда в целом. Поэтому важно, чтобы члены команды выслушивали мнения других, учились у своих коллег, уважали друг друга и принимали совместные решения.

Свою предвыборную кампанию я представляю прежде всего в работа командой, которая пойдёт вместе со мной. И основными направлениями нашей работы станет прежде всего составление долгосрочной программы, направленной на развитие и укрепление позиций РООМС в столичном сестринском сообществе. Программа будет включать все пожелания наших коллег различных специальностей. Для этого мы активно пользуемся методом сбора обратной связи на всех наших мероприятиях, а также на сайте и в соцсетях. Получая обратную связь, принимая во внимание все пожелания и замечания, мы улучшаем свою работу.

Нам необходимо внести изменения в  Устав организации и работа в этом направлении уже ведётся с юристами. Также ведётся работа в направлении достижения соглашений с Департаментом здравоохранения и профсоюзной организацией работников здравоохранения города Москвы, чтобы в последующем тесно взаимодействовать с ними на благо сестринского сообщества Москвы, а значит во благо наших пациентов.

Безусловно, эти изменения помогут в решении многих вопросов: это и взаимодействие с образовательными учреждениями, это и возможность донесения информации для руководителей лечебных учреждений о тех изменениях, которые происходят в сестринском сообществе. Для нас очень важно активное участие специалистов в системе профессионального непрерывного сестринского образования (НМО), поскольку это является нашим основным направлением работы и здесь очень важна поддержка сотрудникам от их руководителей. Над этим вопросом нам тоже стоит много работать.

Второй год мы уделяем много внимания подготовке и организации аккредитованных мероприятий в системе НМО. Активно привлекаем к участию членов РООМС (практикующих специалистов) в подготовке учебных программ для специалистов сестринского дела в рамках ДПО. Опыт работы в аккредитации мероприятий уже есть, за этот год мы провели 8 аккредитованных мероприятий, участники которых смогли пополнить своё портфолио полученными баллами.

Нам необходимо налаживание взаимодействия членов Правления, ключевых членов  и председателей специализированных секций, необходимо введение регламентов их работы. На сегодняшний день в РООМС активно работают 6 секций: по Рентгенологии, Фтизиатрии, Стоматологии, Анестезиологии и Реанимации, Сестринское дело в педиатрии, Сестринское дело в первичном здравоохранении.

Работа организации нацелена прежде всего на развитие профессионализма сестринского персонала, а в частности путём увеличения специализированных секций. Нам важно наладить сотрудничество с врачебными и региональными сестринскими ассоциациями, чтобы проводить совместные мероприятия для наших специалистов, обмениваться лучшими практиками.

 Необходимо усиливать роль РООМС в методической поддержке сестринского сообщества, привлекая активных специалистов, готовых делиться своими профессиональными наработками. В настоящее время готовятся на рецензию методические рекомендации для специалистов, работающих на должностях среднего медицинского персонала: средства индивидуальной защиты, в помощь медицинской сестре общей практики, общие положения работы лаборанта –гистолога. Практически готово методическое пособие для медицинских сестер - анестезистов по работе с наркозно-дыхательной аппаратурой. И вся эта работа проводится активными членами РООМС в помощь практикующим специалистам.

 Очень важным аспектом работы должно стать развитие движения научных исследований и внедрение инновационных технологий в сестринском деле. Не только в Москве, но и в России, это направление совсем не развито, хотя в рамках написания дипломных работ на факультетах высшего сестринского образования медицинские сестры проводят исследования, в рамках своей профессиональной деятельности. И конечно эту тему нужно активно лоббировать и призывать наших специалистов работать в данном направлении.

В качестве предвыборной программы предлагаю ещё совершенствование работы Правления. На постоянной основе необходим регулярный анализ и оценка работы организации. Такую оценку необходимо проводить как в ходе заседаний Правления, так и в рамках расширенных заседаний (совместно с председателями секций, с ключевыми членами).

Укрепление финансовой независимости и стабильности за счет развития всех источников доходов (членские взносы, спонсорская поддержка). На сегодняшний день у нас заключены договора о сотрудничестве с различными компаниями, работающие в сфере здравоохранения, которые нас поддерживают.

Усиление информационной деятельности РООМС с использованием информационно-коммуникационных технологий, как современного инструмента обмена информацией. Необходимо изменить работу сайта РООМС, который должен играть одну из главных ролей в укреплении взаимосвязи между членами ассоциации, содействовать реализации принципа обратной связи. Внедрить рассылку для членов ассоциации с самой актуальной информацией и приглашениями на мероприятия. Планируется запуск канала на YouTube.

На перспективу, важно создать Базу Знаний по различным специальностям, используя сайт как платформу, которая поможет нашим специалистам оперативно найти то или иное решение по своему вопросу.

Необходимо совершенствование работы по организационному и численному развитию РООМС. Членство в ассоциации позволит влиять нам, специалистам сестринского дела на изменения, происходящие в профессии, но только при условии активного участия в деятельности ассоциации, а не формального членства.

Считаю что руководитель должен обладать качествами лидера. Вести за собой людей, вдохновляя их на создание высокоэффективной организации. Как можно этого добиться? Только личным примером, принимая во всем участие, и как я уже говорила, работа в команде, которая тебя поддерживает. Если брать свой опыт, то я считаю, что лидер - это человек зрелый и опытный в своей профессии, который уже преуспел как мастер своего дела. Профессиональная зрелость и опыт даёт понимание причин происходящего, уверенность в себе, желание меняться самому  и вносить изменения в свою работу. Эти черты важны для того, чтобы быть успешным лидером.

Необходимо уважать своих коллег, прислушиваться к их мнению, поддерживать как молодых специалистов, так и специалистов с большим опытом работы. Мы ведь все друг у друга учимся. А во времена перемен многие человеческие качества утрачиваются, стираются возрастные грани, теряется уважение к старшему поколению.

Как руководитель сестринской службы, я беру на себя ответственность не только за результат работы, но и за ошибки, которые могут совершить медицинские сестры в своей работе, которые работают под моим руководством. И это тоже один из принципов успешного лидерства.

Безусловно, любой профессии необходимо развитии. Это основной принцип жизнедеятельности любого сообщества, в том числе и профессионального.

Принцип работы РООМС, как профессиональной организации - аккумуляция опыта работы различных специалистов сестринского дела, его анализ и выработка на основе этого опыта новых подходов, решений и  распространение передового опыта в практическую деятельность.

Мы живём в интересное время, когда на каждом рабочем месте, в каждом подразделении, в каждом лечебном учреждении можно и нужно внедрять инновации, накапливать бесценный опыт, который вольётся в общую копилку реформирования сестринского дела.

Что для этого нужно? Прежде всего — любовь к профессии, стремление к знаниям, инициатива, настойчивость и объединение усилий. Результаты не заставят себя ждать. Вы увидите, как растёт авторитет сестринской службы, как улучшаются результаты совместных усилий медицинских сестер и врачей в общем деле сохранения и восстановления здоровья наших пациентов, как растёт уважение общества к профессии медицинской сестры.

Что мной движет в работе как главная медсестра, окружной специалист по управлению сестринской деятельностью, член правления ассоциации - это любимая профессия, которой я посвящаю всю свою жизнь. Я благодарна своим близким за поддержку.

Мы видим, как растёт авторитет сестринской службы и каждой из нас, кто работает в этой профессии, как улучшаются результаты совместных усилий медсестер и врачей в общем деле сохранения здоровья наших пациентов, как растёт уважение общества к профессии медицинской сестры.

Когда всё успеваю? Стараюсь распределять всё поровну, работа, семья, друзья,  увлечения и конечно про себя не забывать. Люблю дачу, сажать и выращивать цветы, с удовольствием за ними ухаживаю, природа позволяет мне отдохнуть, перестроиться на другую волну. Читать успеваю только на отдыхе. Подержать в раках книгу, подышать ее запахом, эти моменты ни с чем не сравнимы. К сожалению, их не так много. Всё больше читаю профессиональную литературу.

 Мы много путешествуем с семьей, любим провинциальные города России, где свой быт, неторопливый уклад и нет городской суеты. Но всё равно, проходят дни, и рвёшься на работу, с новыми идеями, с новым позитивным зарядом и желанием реализовывать новые идеи.

И моё настроение сегодня можно оценить такими словами: «Собраться вместе - это начало, оставаться вместе - это прогресс, работать вместе - это успех»!